В киевской галерее «Арт-Фокстрот» проходит выставка графики легендарного одесского художника Николая Новикова.
Почти в каждом богатом своими художественными традициями городе бывшей Российской империи можно прочитать или услышать легенду о гениальном художникебессребренике, не оцененном по достоинству современниками. В Тбилиси начала прошлого века им был Нико Пиросмани. В Санкт-Петербурге первой половины ХХ столетия — Павел Филонов. В Москве 60-х — Анатолий Зверев. В Одессе 70–80-х годов — Николай Новиков.
Но если Пиросмани, Филонов и Зверев уже обрели мировую славу, то Новиков пока малоизвестен за пределами профессиональных кругов. И напрасно. Его перекрученные, вывернутые чуть ли не наизнанку фигуры полны такой экспрессии и попыток докопаться до сути вещей, что их можно сравнить с лучшими образцами живописи второй половины прошлого века. У меня они тут же вызывают в памяти работы англичанина Фрэнсиса Бэкона, картины которого стоят теперь десятки миллионов долларов. Для Новикова такие деньги были чем-то нереальным, говорят, он даже «христарадничал» на одесском Привозе. Но несмотря на задатки гениального рисовальщика (согласно легенде, он мог нарисовать фигуру с любой точки), таланта своего он не продавал и на заказ не работал. Как высказался по этому поводу один из его коллег, вне творчества у Новикова не было ничего, и на бытостроительство у него не оставалось ни времени, ни возможности. Никто даже не знает, когда точно художник умер — в середине 90-х он просто исчез.
Увидеть в киевских галереях работы мастеровитых профессионалов несложно, но повода произнести слова «гениальный безумец» у нас не было уже давно. Работы Новикова достойны такой оценки.
Автор: Светлана Меренко
печать отправить ссылку другу в избранное
|